shapka-lustdorf.png

Развитие ребенка, от чего оно зависит?


Развитие ребенка

Часто приходится слышать в разговорах мам и бабушек, что с каждым годом дети становятся все умнее и смышленее. «Мол, мы раньше такими не были». И действительно, десять лет назад мало кто из детей до 7 лет знал и умел использовать сотовые телефоны и персональные компьютеры.

Конечно, многие могут сказать, что не то материальное положение было у страны. Это сейчас у каждого второго дома находиться компьютер, а сотовые телефоны родители покупают своим детям уже в трех летнем возрасте. Не могу не согласиться, что уровень жизни с каждым годом понемногу улучшается, но ведь дело совсем не в этом. Если посмотреть на наших родителей, то сразу можно заметить, что ребенок в 7 лет лучше управляется с компьютером, чем человек в 45 лет, если конечно он не связан на роботе с ним. Да и большинство наших родителей используют сотовые телефоны по их прямому назначению и не пытаются разобраться в прилагаемых к нему бонусах и мультимедийных возможностях.

Вот иногда и задаешься вопросом, в чем секрет такого поразительного интеллектуального развития поколений. Может быть, это чудодейственно действуют различные программы раннего развития, которым так много внимания уделяется сейчас. А может быть суть вопроса совсем в другом и не стоит нагружать наших крошек разными премудростями, а просто позволить им развиваться согласно задумкам божественной матушки природы. Ведь всем известно, что детство - это самая прекрасная и беззаботная пора всей жизни. Вот и попробуем в этом разобраться.

Человеческие знания, умения и способности полностью «материализованы» в продуктах человеческого труда. К этим продуктам относятся как предметы материальной культуры - окружающие нас вещи, дома, машины, так и произведения культуры духовной - язык, наука, искусство. Каждое новое поколение получает от предыдущих поколений все, что было создано раньше, вступает в мир, «впитавший» в себя все разновидности человеческих способностей.

Тысячелетняя история развития человеческого общества стоит за нашими плечами, определяет наши способности.

На смену биологическому наследованию у человека пришло наследование социальное. Однако нельзя измерить ту долю, какую вносит в развитие ребенка биологическое и социальное наследование, рассчитать, сколько он получает одним и сколько другим путем. Так как они играют разную роль в развитии: биологическое наследование создает возможность социального, социальное же строит человеческое поведение, человеческие психические свойства и способности.

Ребенок очень много усваивает походу, «впитывает» в процессе повседневного общения со взрослыми, подражая им, овладевая действиями и предметами.

Можно задаться вопросом: не все ли равно, как объяснить причины развития ребенка? Ведь вырастая, он все равно становится человеком, приобретая все необходимые психические качества. Отвечая на этот вопрос, хочу сказать, нет, не все равно. От объяснения причин зависит возможность управлять развитием, сознательно воздействовать на его ход. Попробуем посмотреть на развития ребенка с разных сторон.

Если развитие - это проявление врожденных инстинктов, то самое лучшее не вмешиваться, не подавлять «естественных» проявлений ребенка. Надо дать ребенку «изжить» первобытные агрессивные инстинкты, перешагнуть через них. И возлагать на ребенка ответственность за его поступки так же нелепо, как обвинять смерчи в их существовании.

Совсем другая позиция вытекает из того факта, что источником развития является общественный опыт. Ведь именно обучение и воспитание служат основными средствами передачи этого опыта ребенку. Развитием можно управлять, можно направлять его в нужную сторону. Ведь уже не редкость слышать, что дети, чьи родители с самого их рождения обучают по различным методикам раннего развития, опережают своих ровесников в развитии физическом и интеллектуальном. Да, это факт и это замечательно, если ребенок в 3 года читает как двенадцатилетний, или же щелкает логические задачки как второклассник. Можно только аплодировать таким детям и стремлениям их родителей.

Однако необходимо учитывать также то, что опыт человечества, накопленный за десятки тысяч лет, поистине неисчерпаем. И к разным детям, даже живущим в одной и той же семье, посещающим одну и ту же группу детского сада или один и тот же школьный класс, он поворачивается разными сторонами. Ведь пути его передачи ребенку столь же многообразны, сколь и он сам.

Не стоит забывать и тот факт, что говоря о программах раннего развития мы сталкиваемся с тем, что обращаем внимание на быстрый результат. Да, дети 3 - 4 лет преуспевают больше, чем их сверстники, но мы не смотрим в даль. А что дальше? Возможно, в 15 лет эти дети не отличаются от своих сверстников. Можно предположить также то, что у этих деток на каком то этапе развития пропадает мотивация к учению, сколько же можно учиться, надо же пожить и в свое удовольствие. И тогда мы слышим от сердобольных бабушек и мам, что ребенок был и большим умницей, и учился то лучше всех, и в 5 лет знал всю таблицу умножения, а тут вот связался с плохой компанией или встретил «пигалицу» (или хулигана) и все, теперь ребенка не узнать. Но ведь это только последствия, а искать то нужно в чем причины, которые его привели в эту компанию.

Не берусь утверждать, что лучше управлять процессом воспитания и развития ребенка или помогать ему знакомиться с жизнью, главное, что бы это было на благо ребенка, а не в ущерб ему. Возможности ребенка неисчерпаемы, и помочь ему реализовать их как можно полнее - ваша главная задача, дорогие мамы и папы.

Продать, купить, арендовать недвижимость  в Одессе, области и во всей Украине


Видеосюжет о санатории:

Новости санатория:

Переход на страницу Нео Мед

© Детский санаторий «Люстдорф».
г. Одесса, ул. Зои Космодемьянской, 1
Тел.: (0482) 360-165; 360-042
general@lustdorf.org.ua